суббота, 15 июня 2013 г.

Музей антикварных русских кукол - 8 (куклы фабрики Дунаева в Хотьково)

Дорогие друзья!
После долгого перерыва продолжаю знакомить вас с экспонатами музея русских антикварных кукол. Сегодня хочу показать несколько экспонатов - кукол, которых принято называть «хотьковскими» или «дунаевскими», что, по сути, одно и то же. В отличие от русских кукол с тканевыми лицами, которых было много показано прежде, и которых я начала собирать относительно недавно, хотьковские куклы были мне знакомы с детства, так как в семье хранились две такие куколки, принадлежавшие прежде моей бабушке. Поскольку бабушка моя 1901 года рождения, судите сами, сколько лет может быть этим куклам. Вот они:





                                        

К сожалению, информации об хотьковских куклах, доступной широкому кругу ценителей, чрезвычайно мало.
Больше всего сведений мне удалось найти в чудеснейшей книге Галины Львовны Дайн «Сергиев Посад – столица русской игрушки» (коллекция книг «Игрушка в культуре России", книга 2). Перед этим человеком склоняю голову за ее подвиг в деле изучения и пропаганды отечественной игрушки.
Также кладезем знаний по этой теме можно назвать Сергея Романова, если удастся вызвать его на откровенность. К сожалению, книг он не пишет. Пока.

Здесь же хочу привести информацию, которую нашла в Большой иллюстрированной энциклопедии Бориса Гольдовского «Художественные куклы», статья «Дунаев». Текст привожу без изменения, только позволила себе раскрыть некоторые сокращения для простоты восприятия.

"...«Дунаев» - российский терракотовый и фарфоровый завод (деревни Митино, Хотьково, Московская губерния, 1876 – 1937). Завод, первоначально мастерская, был основан крестьянином из деревни Машково Сергеем Дунаевым, который освоил ремесло, работая с восьми лет на известных фарфоровых заводах А. Г. Попова в селе Горбуново и И.Е. Кузнецова на реке Волхов, в Гжели у Мефодия Дунашова. Позднее дело продолжил его сын Александр. К 1908 году мастерская выросла до завода с 20 наемными работниками, включая хозяина, располагала двумя жерновами, прессом для растирания и выжимки глины, девятью гончарными кругами, чаном для толчения фарфора. Ежегодно (при 12-часовом рабочем дне) завод производил до 15 тысяч штук терракотовых, майоликовых и фарфоровых изделий 2 тысяч наименований, но более всего прославился майоликой в стиле модерн, куклами и кукольными головками, модели которых разрабатывал совместно с Н. Бартрамом или копировал у «Симон и Халбиг». Копии ничуть не уступали оригиналам. Дунаевским изделиям присуждено 14 медалей (5 золотых) на выставках в России и за рубежом. После первой Мировой и Гражданской войн на заводе остался лишь хозяин, которому удалось возродить производство (1922-23). В начале 1930-х годов, в результате объединения с кирпичным заводом, появилась артель «Майолик». Кукол артель выпускала вплоть до того момента, когда здание завода сожгли, и производство фарфоровых кукол в России прекратилось (1937). Куклы маркировались клеймом: «Дунаев», «Хотьково» и «Дунаев А.С. Хотьково». Располагался завод, как и дом (сгорел в 1980-е) самого хозяина, на нынешней улице Майолик, названной в память об известном производстве."

Кукол такого типа, в отличие от тканевых, у меня не очень много, не потому, что они более редкие, а потому, что более дорогие... Не всегда удается приобрести экземпляр для моего музея... 
Покажу те, которые в хорошем состоянии и в своей родной одежде.

Это Иванушка. Люблю его за наивность и простоту.



Дальше - Даша и Данила. Куклы в изумительной сохранности. Мне кажется, ими никто никогда не играл... бедняжки...




Иванушка, Даша и Данила - куклы небольшого размера, высота около 30 см. Вот как выглядят куклы такого размера без одежды:


Как видите, тело очень похоже на немецкое. Ручки состоят из двух частей. Характерная особенность - верх ножек. Обратите на него внимание.


Дальше куклы покрупнее - 38-40 см.

Варенька и Дюняша.


Чудо, как хороши девочки!


Как сказал поэт, эти куколки "...веют древними виденьями..."


Обратите внимание на отделку тулупчика Вареньки.


Следующая парочка - Оксана и Казачок.



Еще одной особенностью хотьковских кукол являются их глаза. Взглянув на глазки Казачка, вы поймете, что я имею в виду. У него ярко выраженные "хотьковские" глазки.


А вот Симбирочка и Паренек.


                                       

Симбирочка - глаз не отвесть! Когда я ее увидела впервые, у меня дыхание перехватило от ее красоты.


 А костюм-то!



 Кстати, дорогие посетители моего блога, я совершенно не разбираюсь в народных костюмах. Эту куклу называю Симбирочкой, так как к ней приколота бумажка с надписью "Симбирская". Но умные люди мне сказали, что навряд ли в таких костюмах ходили в Симбирской губернии. Буду благодарна за любую информацию о костюмах моих кукол.

Следующая кукла, если я не ошибаюсь одета в мордовский народный костюм.



Не правда ли, хороша?



Без одежды такие куклы выглядят так:



Ножки вверху устроены так же, как и у маленьких кукол.


 Ручки состоят из трех частей, кисти отдельно. Но главное - форма средней части руки. Обратите на нее внимание и запомните. Такая форма встречается только у хотьковских кукол (как мне кажется...) .


Еще несколько характерных особенностей
Парик - крышечка - деревянная. 


Вот такая обувка.


Следующую куклу уже показывала раньше, но покажу еще раз, так как интересна она во многих отношениях.


Самоед. Или эскимос. Основное отличие от вышепоказанных кукол в том, что глаза расписанные, а не вставные стеклянные.


 И форма головы совершенно другая.


Но ручки, как и все тело, такое же.

И еще одна кукла - Иван Царевич. Она не в очень хорошем состоянии, но не могу не показать. Уникальность этой куклы заключается в необычности формы головы, которая отлита вместе с плечами, в отличие от всех прочих кукол, у которых голова крепится к композитно-деревянному туловищу. Тело тканевое, кисти рук - композитные. Высота 45 см.






Кое-кто на следующей фотографии не имеет ни малейшего отношения к хотьковским куклам, но уж очень просились, чтобы я их сфотографировала... Так что вот.


Продолжение будет.

9 комментариев:

  1. ах! какая драгоценность, какие сокровища! какая же ты молодец что делишся с ними! я собираю информацию о русских куклах, их фото на ибэе, все по крупицам. еще не так давно мне было жалко отдать за куколку из мастики 300 дол., а сейчас они уходят больше чем за 500. вздыхаю и облизываюсь. собираю их фото в разных костюмах. очень интересно...

    ОтветитьУдалить
  2. Ох... и не говорите... Наверное, надо будет показать и тех, которых не удалось купить.

    ОтветитьУдалить
  3. Лена, как интересно, спасибо. А кому помешал завод и фарфоровые куклы? Или просто пожар...

    ОтветитьУдалить
  4. Говорят, Луначарский считал, что куклы - это мещанство и не нужны советскому государству. Не знаю, меня же не было тогда... А дом сгорел в 1980-е - пожар, наверное.

    ОтветитьУдалить
  5. Да, к сожалению, Луначарский считал игрушки и кукол пережитком буржуазного прошлого...Какая глупость!
    Лена, сегодня вы показали изумительных русских кукол. Спасибо! Как жаль, что они редки о дОроги...
    Они чудесны! Мне трудно кому-либо отдать предпочтение. Все хороши!
    Очень отрадно, что в вашей семье сохранились куклы бабушки, к которым относятся с таким трепетом и вниманием. Тем более, что не у всех наших бабушек были такие замечательные игрушки...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа! Может быть, хорошо, что они редки и дороги? А то бы их так не ценили... Моя бабушка родилась в Санкт-Петербурге, у нее было много игрушек. Когда семья переехала в Москву, привезли и игрушки, но почти все они пропали во время войны, когда семья была в эвакуации...

      Удалить
  6. Какой хороший пост! До сих пор перечитываю, набираюсь вдохновения и ностальгии!

    ОтветитьУдалить
  7. Шикарные!!!Иван-Царевич сразил наповал!Супер!Спасибо!!!

    ОтветитьУдалить