вторник, 9 октября 2012 г.

РЕКОНСТРУКЦИЯ АНТИКВАРНОЙ КУКЛЫ - МАСТЕР-КЛАСС


Дорогие друзья!
Как и было обещано, 4 октября на выставке был проведен мастер-класс. Но и в другие дни на Фабрику Старых Игрушек приходили люди, интересующиеся восстановлением старых кукол. Для всех них я решила продублировать информацию в блоге.

МАСТЕР-КЛАСС «РЕКОНСТРУКЦИЯ СТАРИННОЙ КУКЛЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АНТИКВАРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ»

Реконструкция – восстановление первоначального вида, облика чего-либо по остаткам или письменным источникам.


Хочу обратиться к тем, кто недавно увлекся антикварными куклами и пока не вполне четко представляют себе, с чего начать. Предлагаю для начала попробовать сделать небольшую антикварную куколку своими руками. Постараюсь помочь вам в этом и максимально подробно и доходчиво показать весь процесс ее создания. Уверяю, что сделать куклу сможет каждый при наличии желания и некоторых приспособлений и материалов. Процесс этот можно назвать «реконструкцией старинной куклы с использованием антикварных элементов» (сформулировать более коротко не удалось). Сама занимаюсь этим давно и могу уверить, что занятие чрезвычайно увлекательное! По мере объяснения буду знакомить с основными терминами и понятиями этой темы. Сразу хочу предупредить, что данные мною советы не подходят для профессиональной реставрации музейного уровня.

Итак, для работы потребуется:

1. Фарфоровая кукольная головка.
Слово «фарфор» имеет несколько основных значений с разными оттенками. В мире кукол эти значения следующие:
- China porcelain – глазурованный фарфор, первоначально большей частью окрашивался в розовый или телесный цвет, позже преимущественно белый, редко коричневый или черный. Название «china» пришло с родины фарфора – Китая, но не имеет никакого отношения к китайским кукольным головкам. Состав фарфора у каждой фабрики свой.
- Parian porcelain – неглазурованный неяркий неокрашенный белый фарфор. Он имеет бесспорное внешнее сходство с мрамором с острова Парос, отсюда и получил свое название – «паросский».
- Bisque porcelain – неглазурованный неяркий окрашенный фарфор, имеющий сходство с цветом человеческой кожи.
- Stone bisque – неглазурованный фарфор, цвет обычно серый. Термин редко употребляется в Европе, но в Америке часто.

  

Кукольные головки условно можно разделить на два типа: Shoulder head (голова, отлитая как единое целое с плечами (Shoulder – плечи, англ.) и Socket head (голова, для крепления которой необходимо наличие в туловище углубления в виде «гнезда» (socket – гнездо, англ.)

Для данного мастер-класса хорошо иметь головку типа Shoulder head.




Где взять:
- поискать у себя дома в коробочках или шкатулочках
- купить на блошином рынке, в «Измалово», например
- заказать через Интернет
- купить у меня

2. Фарфоровые ручки и ножки. Необязательный пункт, так как ножки, а при желании и ручки, можно сшить из ткани. А можно вообще обойтись без конечностей, сделав куколку типа «игольница».
Где взять: см. пункт 1 + сделать самому.

3. Ткань для туловища.

Тела для первых кукол с фарфоровой головой изготавливались, как правило, из кожи (Kid Leather - кожа теленка), позже, для более дешевых кукол - тканевое. Если вам встретится термин Nanking doll, имейте в виду, что Nanking  - это тип ткани. Как правило, она красно-коричневого цвета с пропиткой. На фотографии показана кукла с туловищем именно из такой ткани. Кукла сделана на фабрике «Hertwig & Co.» в конце 19 века. Из этой же ткани иногда шили и нижнее белье для куклы.



 

4. Ткань для костюма. Что и говорить, хорошо бы раздобыть антикварную ткань и кружево. Но совершенно не обязательно. Многие мои ученики создали потрясающие костюмы для своих кукол, используя исключительно современные ткани и кружева. Понимаю, что соблазн использовать антикварное кружево велик, так как оно прекрасно само по себе и может «вытянуть» почти любую куклу, но все-таки, главное в кукле – она сама, и надо стремиться к гармоничному сочетанию кукла-костюм (конечно, если только вашей целью не является демонстрация кружев). Но это мое личное мнение… В любом случае, вот несколько простых советов по подбору ткани, если вы хотите, чтобы ваша кукла была одета соответственно временному периоду изготовления ее головки.

 


В разные времена в моде были различные цвета и оттенки. Бирюзовый, оранжевый и персиковый вошли в моду относительно недавно и не подходят для антикварных кукол. Лимонно-желтый был особенно популярен в 90-х годах 19 столетия.
Для кукол из бисквитного фарфора лучше всего подходит цвет слоновой кости и оттенки кремового. Для China head - блондинок будут хороши светлые тона, для брюнеток почти все. Естественно, что ткань должна быть тонкой и не с крупным рисунком.

Где взять: см. пункт 1 плюс магазины тканей, минус «купить у меня».

5. Пластик для восстановления утраченной части. Необходим в том случае, если вы собираетесь использовать элементы с утратами. На самом деле, подойдет любой. Если вы уже работали с каким-то пластиком, то рекомендую его и использовать. Но для тех, кто не знает, какой пластик выбрать, назову те, с которыми работаю сама. Это не значит, что они лучше, просто я к ним привыкла. При покупке любого пластика обязательно обращайте внимание на его «свежесть». Если он пролежал в магазине жаркое лето, покупать его не советую, так как не получите удовольствия от работы с ним (а ведь вы собираетесь делать куклу ради получения удовольствия, не правда ли?). Лучше подождать, пока в магазин поступит новая партия товара. Продается пластик в специализированных магазинах для кукольников, часто в магазинах для художников или просто в канцелярских. Итак:
- белый «Cernit», самый прочный пластик, а это важно, ведь восстанавливать придется фарфор.
- «Super Sculpey», тоже хороший, этот пластик я обычно использую телесного цвета.
- для тех, кто не хочет возиться с «горячими», то есть требующими термической обработки, пластиками, рекомендую проверенный и хорошо зарекомендовавший себя «Paperclay». Естественно, восстановленные им части не будут особо прочными.
- недостающую часть можно восстановить и обычным папье-маше, то есть бумагой, смешанной с клеем.
Добавление: - с 2016 года я использую двухкомпонентный материал Миллипут и на сегодняшний день считаю его лучшим материалом для восстановления утраченной части фарфоровой головки.

6. Все остальное.
- клей «Момент», или любой другой клей для пластиков, обязательно прозрачный.
- клей ПВА, универсальный, чтобы клеил керамику
- нитки, иголки, ножницы
- акриловые или масляные краски (потребуются, если надо восстанавливать роспись на лице или перекрашивать ручки и ножки)
- если есть, маркеры с исчезающими «волшебными чернилами» для перевода выкроек на ткань
- стек для лепки
- всевозможные штучки, которые сделают вашу куклу не похожей на других и придадут шарм, свойственный именно вам (пуговки, булавочки, бусинки, бисер, ленточки, бантики и так далее, и тому подобное).

Написав такое вступление, я поняла, что большую часть задуманного уже изложила. Осталось добавить несколько технических рекомендаций.

Итак, начинаем работу.

В своих работах я использую антикварные кукольные части, найденные при раскопках в Германии. Как правило, они принадлежат к временному периоду с середины 19 по начало ХХ века и сделаны на фабриках «Limbach» и «Hertwig & Co.». Подробнее об этом я писала во вступлении к открытию моего блога “Old Toys Factory”, кому интересно, можете почитать мартовские и апрельские сообщения.

Для проведения этого мастер-класса я выбрала глазурованную головку, сделанную в стиле «Biedermeier» в середине 19 века,


и подобрала к ней ручки и ножки.



Прежде всего, надо все части помыть. Но тут важно быть осторожным, чтобы не повредить красочный слой, если он имеется. Если кукольные частички бисквитные, то аккуратненько влажной ваткой с мылом потрите в незаметном месте, и, если краска не стирается, можно помыть в теплой воде. С глазурованными головками проще. Их можно смело мыть под струей воды, и, если краска смывается, значит, она нанесена позже, так что бояться этого не следует. Помытые части следует тщательно высушить.


ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГОЛОВЫ

Хорошо бы, чтобы к этому моменту вы уже представляли себе, какую куколку хотите сделать. Если же этого не произошло, ничего страшного, в процессе изготовления куколка сама подскажет вам, какой хочет быть.
Необходимо размять пластик, чтобы он стал мягким, как пластилин, и слепить из него пластинку толщиной около 5 мм.


Эту пластинку прижать к головке и при помощи стека максимально прочно прилепить пластик к фарфоровой части, придав ему желаемую форму.



Домашнюю духовку разогреть до 130 градусов. Разместить головку на форме для выпечки или на деревянной подставке таким образом, чтобы при запекании долепленная часть не деформировалась. Этого можно добиться, заполнив пустое пространство алюминиевой фольгой для запекания, или синтепоном, или бумагой.


Будет хорошо, если вам удастся разместить головку в положении «лежа», в этом случае вероятность деформации пластика будет меньше. Когда духовка разогреется до 130 градусов, поместите в нее головку и подождите 15 минут. После этого выключите духовку, приоткройте ее и дайте остыть в течение минимум получаса, а лучше вечером запечь, а утром вынуть. Очень часто в процессе запекания пластик достаточно прочно присоединяется к фарфору. Если же этого не произошло, то приклейте его клеем для пластиков, следуя инструкции.



ИЗГОТОВЛЕНИЕ ТУЛОВИЩА, РУК И НОГ


Используя выкройку, вырежьте из ткани части туловища.



Сшейте их на машинке или вручную. 


Выверните туловище наизнанку, не забыв сделать надрезы на вогнутых местах, и набейте ватой. 


Набивать надо через верхнюю часть туловища. Набивайте не очень туго, не так, как набивают медведей. Полезно иногда прикладывать головку к туловищу, чтобы быть уверенным в том, что не ошиблись с пропорциями. Когда туловище набито, верхнюю часть его надо прометать с тем, чтобы потом стянуть и закрепить.






Теперь ножки. Здесь есть одна хитрость, которую многие, конечно же, знают, а для остальных расскажу. Для изготовления ножек надо вырезать из ткани прямоугольник, у которого одна сторона будет равна обхвату фарфоровой части ножки плюс приблизительно 2 см, а другая – длине ножки от фарфоровой ее части до туловища плюс приблизительно 2 см. Я пишу «приблизительно», так как не знаю, какого телосложения будет ваша кукла. Из этого прямоугольника надо сшить «трубочку», оставив с одной стороны отверстие для крепления фарфоровой части ножки, а с другой - для того, чтобы можно было бы ее вывернуть наизнанку. Как правило, в фарфоровой части ножек бывает углубление, которое нужно для простоты крепления к тканевой части.



Отступив 4-5 мм от края ткани, прометайте один конец трубочки, затем стяните нитку таким образом, чтобы она попала в углубление, затяните, обмотайте 2-3 раза вокруг ножки и закрепите. 


После этого, выверните трубочку наизнанку.


 Для того, чтобы ножка сгибалась в колене, необходимо определить его местонахождение. Определив это место, набейте трубочку ватой, не доходя до него. Затем в месте сгиба надо сделать шов, немного стянуть его, закрепить и набить оставшуюся часть трубочки. После этого прометайте верхний ее край, стяните и зашейте.



 Нога готова, осталось пришить ее к туловищу.

Ручки делаются так же, как и ножки. Но для их изготовления можно вырезать не прямоугольник, а трапецию, для того, чтобы верхняя часть руки была толще нижней.



Сгиб в колене и локте делать не обязательно, у антикварных кукол данного типа их не было. Это мое маленькое усовершенствование. 

После того, как вы прикрепили все конечности к кукле, приклейте ей голову. После этого кукла считается куклой и требует почтительного и бережного обращения.



Осталось ее одеть. Если вы решили реконструировать куклу определенного исторического периода, необходимо определить его временные рамки. В истории моды антикварных кукол можно выделить четыре основные периода:


Георгианский период - 1740-1800 гг.
Период регентства принца Уэльского - 1800-1830
Викторианский период
- ранний - 1830-1860                                                                                         
 средний -1860-1880
- поздний - 1880-1900
Эдвардианский период - 1900-1910

Определившись с периодом, вам остается подобрать нравящийся вам фасон платья, характерный для этого периода, и сшить его. 

Удачи вам, дорогие друзья!


41 комментарий:

  1. Безумно благодарна за Ваш мастер-класс!! Очень нужный и редкий! Тем более с фото и такой подробный.
    Как раз сейчас жду головки и запасаюсь любой информацией. А можно вопрос? Я обычно пластик варю. Как-то безопаснее и проще, без случайной непредсказуемой деформации. Только вот не знаю как в воде себя поведет фарфор.. не сильна в этой теме. Можно ли восстановленную головку варить?? Простите, если вопрос смешной ))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, я старалась. Я никогда не варила пластик. Наверное потому, что иногда тонирую его перед запеканием, а ведь в воде краска сойдет. С фарфором в воде ничего плохого случиться не может. Но не уверена, что при таком способе пластик "припечется" к нему. Если будут еще вопросы - пишите!

      Удалить
    2. Вот еще что: чтобы пластик хорошо запекся, ему нужна температура 130 градусов. А в воде больше 100 никак не получится.

      Удалить
    3. Елена, спасибо за ответы! Я читала когда-то что это можно компенсировать временем, подольше подержать. А можно использовать самоотвердевающий пластик, например, Ла Долл?

      Удалить
    4. Пожалуйста, Настя!
      В данном случае, при восстановлении головки, конечно, можно запекать и при более низкой температуре. Здесь прочность не так уж важна. Вот если бы вы делали куклу из Цернита, то хорошо было бы соблюсти все технологические рекомендации... Можно, конечно, любой самоотвердевающий пластик использовать, но будет не так прочно.

      Удалить
  2. Елена! Спасибо!
    Отличная статья! Так все подробно и красиво!
    Душа моя радуется:)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Наташа! Я хотела вас посмотреть, нет ли каких-нибудь ляпов, но постеснялась... Теперь я спокойна.

      Удалить
  3. Лена, спасибо вам огромное, что бескорыстно делитесь своим мастерством и знаниями! Я давно заглядываюсь на таких куколок, но совсем не знала с какой стороны к ним подойти..а вы так подробно всё описали и показали. Низкий поклон вам за прекрасный мастер-класс!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Рада, что мои знания могут кому-то пригодиться. Если будут вопросы - пишите!

      Удалить
  4. Лена, спасибо, очень интересно!

    ОтветитьУдалить
  5. Я тоже скажу БОЛЬШОЕ СПАСИБО)

    ОтветитьУдалить
  6. Елена большое спасибо за такой подробный и доступный мастер класс,вы не против если я его утащу к себе естественно с сылкой на вас,все хочу статейку по china head написать...а у вас так все понятно и без лишних слов..если не против конечно.Заранее спасибо :)

    ОтветитьУдалить
  7. Елена!
    Душа моя радовалась, радовалась...А теперь просит продолжения обучения! Как было бы замечательно узнать, как делать игольницу. Pincushion:)
    Девочки Half doll так грустят без пышных юбочек! И на рабочем столе так не хватает красивой помощницы!
    Уверена, что многие с удовольствием присоединятся к моей просьбе!
    Ведь правда?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Все может быть. Хотя мне кажется, что с игольницами все так просто... Что там рассказывать-то?

      Удалить
  8. Как же я удачно "вышла" на Ваш блог. Недавно купила на Ebay две чудесные куколки. Теперь нужно привести из в порядок. Одеть.... Буду Вашим ПЧ. А вопросы можно задавать?

    ОтветитьУдалить
  9. А я эту статью нашла только сегодня, поэтому с опозданием, но - СПАСИБО! Мастерски сделанный мастер-класс! Очень интересно и подробно, просто удовольствие читать и рассматривать картинки))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Рада, что вам понравилось! Кстати, только что вышла книга Лидии Мудрагель "Куклы из фарфора и папье-маше", где среди прочих интереснейших материалов, опубликован и этот мастер-класс, правда, не так подробно, на зато на материальном носителе!

      Удалить
  10. Добрый день Елена!
    У меня такой вопрос, а есть ли возможность восстановить разбитую голову немецкой куклы фирмы Kornig&Wernicke? Беретесь ли Вы за такую реставрацию? Самостоятельно выполнить такую работу мне не просто затруднительно, а невозможно. Боюсь все испортить. Если Вы сможете мне помочь вышлю фото куклы.
    С уважением, Ольга Алферова e-mail: olga.alferova@mail.ru

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Ольга, я написала вам на почту. С уважением, Елена.

      Удалить
  11. Здравствуйте, Елена! Мне досталась кукла 30-х годов ХХ века (у нее туловище из композита, голова, руки и ноги из целлулоида), она сохранилась очень хорошо ... но ... нет одной ноги. Хочу оставить куклу себе и каким-то образом вернуть возможность стоять хотя бы. Хочу сшить длинное платье, что бы не было видно протез. Но где этот протез взять? Что посоветуете? Заранее спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте!
      А какого размера ваша кукла? Если можно, пришлите фотографию по адресу:
      oldtoysfactory@gmail.com
      Елена.

      Удалить
  12. Здравствуйте, Елена! Как посоветуете восстанавливать кукольную головку , если вообще нет шеи, т.е. линия слома под подбородком? Например, на Вашей первой фотографии первые справа головки в 2-ом и 3-ем ряду. Нужно ли брать какие-то особенные пластики?
    Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте! Я такие головки восстанавливаю цернитом. Долепляю, запекаю, жду когда совсем остынет. Потом пробую на прочность, т.е. пытаюсь отделить. Если головка отделилась от шейки, приклеиваю Моментом или любым другим клеем, который клеит пластики и фарфор. Когда долепляете шейку, то постарайтесь, чтобы пластик вошел внутрь головки, будет надежнее.

      Удалить
  13. Спасибо большое, Вы очень помогли! Буду пробовать.

    ОтветитьУдалить
  14. Елена огромное спасибо за такой отличный мк!

    ОтветитьУдалить
  15. Спасибо большое, Елена, за такой подробный и доступный мк!

    ОтветитьУдалить
  16. Елена,а можно ли использовать моделин Цернит,тот что продается по 56грамм?Будет ли достаточная прочность если голову крепить потом к телу шплинтом? Заранее спасибо за ответ.

    ОтветитьУдалить
  17. Здравствуйте Елена,
    Как раз искал что то подобное - имею в виду реставрации фарфоровы головки. У меня была девочка Кестнер. Не вся в порядке но однажды утром когда открывал окно для свежего воздуха в темноте забыл что она там и головка разбилась кусочкам. Можно Вам дать мне совет как слепить и восстановить ее? Буду очень благодарен.Мой адрес:kedar2@abv.bg
    С уважением: Петр

    ОтветитьУдалить
  18. Огромное спасибо! Очень пригодилось.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень рада, что пригодилось. Но сейчас фарфоровую часть я восстанавливаю не запекаемым пластиком, а миллипутом. Он удобнее для восстановления фарфора.

      Удалить
  19. Пол ночи ищу информацию и тут увидела ваш топик. У меня один глобальный вопрос, чем крепить голову куклы к телу? Моя кукла, как сказал автоп, реплика Викторианского периода. Никакие отверстий для тесьмы в ее груди нет. Как фарфор прикрепить к материалу? Чем?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Какого размера Ваша кукла? А туловище из чего сделано? Если головка не очень большая, ее приклеивали к туловищу клеем. Хорошо использовать ПВА универсальный, который клеит керамику. Если будут вопросы, пишите elaginaelena@gmail.com

      Удалить
    2. Спасибо Вам огромнейшее за быстрый ответ! Голова у нее 9.5 см. Тела нет пока. Я отправила вам на почту фото. Помогите, пожалуйста. Я просто не знаю, как ее приделать к телу.

      Удалить